sobaka zakon

Большие перемены в законодательстве о защите животных обещаны уже в апреле

Депутаты Госдумы пообещали уже в текущем месяце принять проект федерального закона №458458-5 «Об ответственном обращении с животными» с многочисленными поправками, а также ряд изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях и в другие законы,  касающиеся животных. О наиболее важных поправках в проект и существенных изменениях в действующие законы читайте далее.

   Напомним, что с проектом федерального закона №458458-5 «Об ответственном обращении с животными» в редакции, прошедшей первое чтение в 2011 году, вы можете ознакомиться на нашем портале.

   Но  к моменту второго чтения в 2017 году в проект было внесено так много поправок, что  проще знакомится с проектом закона по тексту поправок к нему.  В конце текста поправок мы приводим также новые статьи, которые предлагают добавить в Кодекс об административных правонарушениях: статью о жестоком обращении с животными, о пропаганде такого обращения и невыполнение требований в области обращения с животными. Как всегда приглашаем выражать свое мнение о полезности предлагаемых норм в комментариях к этой публикации. Итак, приглашаем познакомиться с поправками в проект закона.

В статье 1:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области обращения с животными и направлен на их защиту от жестокого обращения, на обеспечение безопасности, иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения по обращению с дикими животными, обитающими в состоянии естественной свободы, животными, относящимися к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, объектами охоты и животными, которые используются или могут быть использованы в целях охоты в соответствии с законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыбами и водными млекопитающими, относящимся к водным биологическим ресурсам в соответствии с законодательством о рыболовстве и о сохранении водных биологических ресурсов, сельскохозяйственными, племенными, лабораторными животными.».

3. Статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

животные — живые организмы всех видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и рыб;

бой животных — схватка двух и более животных, возникшая в результате их натравливания друг на друга либо вследствие их породных характеристик, при бездействии по ее предотвращению или прекращению со стороны их ответственных лиц;

выгул (выпас) животного — действия ответственного лица, предполагающие нахождение животного вне места его содержания и использования и направленные на удовлетворение потребности животного в двигательной активности, отправлении естественных надобностей;

волонтер — физическое лицо, добровольно и безвозмездно осуществляющее деятельность по оказанию помощи по уходу за животными, содержащимися в приюте для животных или иных местах содержания животных, в том числе по кормлению животных, выгулу, поиску новых собственников животным, организации ветеринарной помощи животным, выполнению иных работ;

жестокое обращение с животным — действие (бездействие), которое привело или приведет к гибели, увечью животного, а равно истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными насильственными действиями или нарушением правил и условий содержания животного, причинившими вред здоровью животного, оставление ответственным лицом животного без попечения вне мест содержания, а также неоказание, при наличии такой возможности ответственным лицом, помощи пострадавшему животному, находящемуся в опасном для жизни состоянии, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

место содержания — помещение либо территория, используемая на законном основании ответственным лицом, в том числе юридическим, где животное содержится большую часть времени в течение суток, за исключением территорий, на которых служебные животные выполняют задачи по предназначению;

полувольные условия — условия содержания животных в пределах предназначенной для их содержания природной территории и при частичном жизнеобеспечении животных человеком;

искусственно созданная среда обитания — совокупность наиболее приближенных к естественной среде обитания искусственно созданных условий, необходимых для жизнеобеспечения животных и отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья животных, ветеринарно- санитарным, зоогигиеническим и зоологическим требованиям, а также требованиям безопасности жизни и здоровья граждан;

неволя — искусственные условия жизни животных, исключающие их свободное передвижение вне специально оборудованных мест, при котором полное жизнеобеспечение животных зависит от человека;

обращение с животным — действие либо бездействие лица в отношении животного, оказывающее непосредственное влияние на жизнь, здоровье и благополучие данного животного;

ответственное лицо — собственник животного либо иное лицо, в том числе юридическое, на которое в силу закона возложена обязанность по содержанию животного;

питомник — здание, строение, сооружение, имущественный комплекс, специально предназначенные для разведения животных в неволе, полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

приют для животных — здание, строение, сооружение, имущественный комплекс, специально предназначенный для содержания животных, оказавшихся в положении, угрожающем их жизни или здоровью, а также безнадзорных, изъятых и (или) конфискованных животных, а также переданных ответственным лицом;

регистрация животного — индивидуальная или групповая идентификация и учет животных, осуществляемые в порядке, установленном ветеринарными правилами (правилами в области ветеринарии);

животные, используемые в культурно-зрелищных целяx — животные, используемые в зоопарках, зоосадах, зверинцах, цирках, дельфинариях, аквариумах, океанариумах, в том числе контактных и передвижных;

домашние животные — домашние непродуктивные животные (собаки, кошки, мелкие грызуны, хорьки, птицы, мелкие неядовитые змеи, аквариумные рыбки и прочие), которые содержатся человеком для удовлетворения потребностей в общении, эстетических и воспитательных целях;

служебные (в том числе — войсковые, штатные) животные — животные, специально подготовленные и используемые в служебных целях.».

4. Статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих принципах:

1) гуманное отношение к животным, предполагающее благополучие животных и человека;

2) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

3) обеспечение удовлетворения естественных физиологических и поведенческих потребностей животных;

4) защита животных от жестокого обращения, недопущение жестокого умерщвления животных;

5) соблюдение при обращении с животными прав и свобод человека;

6) научно обоснованное сочетание при обращении с животными нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.».

5. Статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Правовое регулирование в области обращения с животными

1. Правовое регулирование в области обращения с животными осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2. Отношения в области обращения с животными, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.».

6. Статью 5 изложить в следующей редакции:

«Статья 5. Требования при совершении сделок, предметом которых являются животные

1. Совершение сделок, предметом которых являются животные, регулируется гражданским законодательством.

2. Продавец обязан обеспечить покупателя достоверной информацией в письменной форме о виде (породе), состоянии здоровья, характере продаваемого животного, условиях его содержания, а также о его регистрации, в случае если животное подлежит регистрации.

3. Дарение животных лицам моложе 16 лет допускается только при наличии письменного согласия (решения) законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

4. Запрещается:

1) торговля животными в общественных местах, не отведенных специально для этих целей;

2) продажа, дарение физическим лицам для содержания в домашних условиях животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях, утвержденный Правительством Российской Федерации.».

7. Статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Ограничение и прекращение права собственности на животных

1. Право собственности на животных может быть временно ограничено органами, осуществляющими государственный надзор в области обращения с животными в соответствии с положениями статьи 21 настоящего Федерального закона, в случаях:

1) жестокого обращения с животными;

2) непринятия ответственным лицом мер по лечению животного.

2. Животные, право собственности на которых временно ограничено в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть переданы в приют для животных либо иным лицам, обеспечивающим содержание таких животных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. Право собственности на животное может быть прекращено по решению суда в случаях: непринятия ответственным лицом мер по устранению причин, вызвавших ограничение права собственности, указанных в части 1 настоящей статьи; привлечения собственника животного к уголовной или административной ответственности за жестокое обращение с животным.».

8. Главу 2 изложить в следующей редакции:

«Глава 2. Требования при обращении с животными

Статья 7. Общие требования при обращении с животными

1. Обращение с животными должно быть основано на принципах, определенных статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. Ответственные лица обязаны обеспечивать животным условия, соответствующие биологическим и индивидуальным особенностям животного, удовлетворять их потребности в питании, воде, сне, движении, а также соблюдать требования к условиям содержания животных, установленные ветеринарными правилами содержания животных.

3. В случае неизбежной гибели животного или причинение вреда его здоровью должны приниматься меры для снижения продолжительности и интенсивности страданий указанного животного.

4. Запрещается натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны или крайней необходимости, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также дрессировки кинологами. 5. Запрещается натравливание животных на других животных, за исключением случаев необходимой обороны или крайней необходимости, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Требования при обращении с животными, используемыми в культурно-зрелищных целях и со служебными животными

1. При обращении с животными, используемыми в культурно-зрелищных целях и служебными животными должен соблюдаться режим их использования.

2. Режим использования животных предусматривает условия их использования, с учетом распределения физических и психических нагрузок, периодов активной деятельности, отдыха, сна и питания животных, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование животных в соответствии с биологическими (видовыми и индивидуальными) особенностями, не причиняя вреда их здоровью.

3. Режим использования животных, используемых в культурно- зрелищных целях, определяется ответственными лицами. Требования к режиму использования указанных животных определяются в соответствии с порядком обращения с животными, используемыми в культурно-зрелищных целях, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

4. Деятельность зоопарков, зоосадов, зверинцев, цирков, дельфинариев, аквариумов, океанариумов (в том числе контактных и передвижных), осуществляющих содержание, в том числе морских млекопитающих, допускается в специально предназначенных для этих целей стационарных зданиях, сооружениях, на обособленных территориях. При использовании животных в культурно-зрелищных целях не допускается прямой контакт посетителей с животными, представляющими опасность для жизни или здоровья людей, а также с животными, которые по своим биологическим особенностям не способны к близкому контакту с человеком, в том числе если такой контакт может представлять опасность для жизни или здоровья такого животного. Места содержания животных, в которых предполагается контакт животных с посетителями, должны содержать недоступную для посетителей зону с укрытиями, куда животному должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ. Использование животных, для изготовления фото- и видеопродукции допускается в местах содержания этих животных.

5. Режимы использования, требования по содержанию служебных животных, деятельность ответственных лиц по обращению со служебными животными определяются порядком обращения со служебными животными, установленным федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения (организации), использующие служебных животных. 6. Применение лекарственных препаратов и иных веществ, ухудшающих либо улучшающих состояние здоровья животных, в целях повышения эффективности их использования в культурно-зрелищных целях запрещено.

7. Если дальнейшее использование животного, используемого в культурно-зрелищных целях, невозможно, собственник животного обязан обеспечить его содержание до естественной смерти животного или передать животное на содержание в приют для животных либо физическим и (или) юридическим лицам.

8. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебных процессов) невозможно, реализуются либо передаются безвозмездно ответственными лицами физическим и (или) юридическим лицам. Информация о реализации и (или) безвозмездной передаче физическим и (или) юридическим лицам служебных животных размещается ответственными лицами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также средствах массовой информации. В случае если после размещения информации, указанной в абзаце втором настоящей части, в 3-месячный срок служебные животные не реализованы и (или) не переданы физическим и (или) юридическим лицам, их дальнейшее содержание и использование осуществляется в соответствии с порядком обращения со служебными животными указанным в части 5 настоящей статьи.

Статья 9. Запрет пропаганды жестокого обращения с животными

Запрещаются пропаганда жестокого обращения с животными и призывы к жестокому обращению с животными.

Статья 10. Запрет боев и иных зрелищных мероприятий, включающих в себя нанесение травм и увечий животным

1. Запрещается организация, проведение боев животных, в том числе с участием человека, а также пассивное участие (присутствие) на таких боях.

2. Запрещается организация и проведение иных зрелищных мероприятий, включающих в себя нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных, сопровождающееся наблюдением за их страданиями, в том числе за предсмертной агонией, умерщвление животных с использованием других животных, кормление хищных животных другими живыми животными в местах открытого обзора (за исключением случаев, связанных с работой специализированных питомников и центров по разведению и подготовке к выпуску в естественную среду обитания животных).»

. 9. Главу 3 изложить в следующей редакции:

«Глава 3. Содержание животных

«Статья 11. Обязанности ответственного лица

1. При содержании животного ответственное лицо обязано:

осуществлять регистрацию животного, в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обеспечивать своевременное оказание животному ветеринарной помощи и своевременное проведение обязательных профилактических ветеринарных мероприятий;

принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных путем применения временной изоляции, контрацептивных средств, стерилизации;

предоставлять животных по требованию органов государственного надзора в области обращения с животными для осмотра, диагностических исследований, профилактических прививок и иных обязательных лечебно- профилактических мероприятий;

немедленно сообщать в органы государственного надзора в области обращения с животными обо всех травмах, нанесенных принадлежащим ответственному лицу животным человеку или другому животному, и доставлять указанное животное, нанесшее травмы, в указанные органы для осмотра, диагностических исследований, профилактических прививок и иных обязательных лечебно-профилактических мероприятий.

2. В случае отказа от права собственности на животное собственник животного обязан найти животному нового собственника или передать его в приют для животных, имеющий условия для содержания животных, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 12. Регистрация животных

1. Регистрация животных представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение численности животных в Российской Федерации, сбор информации о животных, установление их ответственных лиц.

2. Регистрация животных осуществляется в целях:

1) формирования единой базы данных животных;

2) поиска потерявшихся животных и возврата их ответственным лицам;

3) защиты прав собственников животных;

4) предотвращения распространения заразных болезней животных;

5) выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

3. Регистрация осуществляется путем идентификации и учета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

4. Информация о регистрации животных (за исключением служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности) размещается в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии. Доступ физических лиц и юридических лиц к информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, внесение информации в нее, получение информации из нее, регистрация указанных лиц в данной системе определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

5. Регистрация служебных животных осуществляется в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения (организации), использующие служебных животных.

6. Перечень видов животных, подлежащих регистрации, утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.

Статья 13. Содержание животных в домашних условиях

1. Перечень животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается содержать домашних животных: включенных в перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, в домашних условиях;

принадлежащих физическим и юридическим лицам, в местах общего пользования многоквартирных домов и (или) с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме без решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме.

3. Количество животных, содержащихся в домашних условиях, определяется возможностью обеспечения им условий содержания, учитывающих необходимость соблюдения ветеринарных правил.

4. При содержании животных в домашних условиях ответственные лица животных обязаны: принимать меры к недопущению самостоятельного выхода животных из мест содержания; предотвращать появление нежелательного потомства у животных посредством их временной изоляции, применения контрацептивных средств или стерилизации.

Статья 14. Требования выгулу (выпасу) домашних животных

1. Выгул (выпас) домашних животных должно осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан и других животных, имущества физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от нанесения вреда.

2. При выгуле (выпасе) домашнего животного ответственное лицо обязано: вести животное на поводке при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, на детских и спортивных площадках; не допускать нанесения животным вреда окружающей среде; не допускать загрязнения мест и территорий общего пользования продуктами жизнедеятельности животных. В случае загрязнения мест и территорий общего пользования твердыми испражнениями домашних животных ответственные лица обязаны обеспечить их незамедлительную уборку; обеспечить наличие на животном информации, содержащей контактные данные ответственного лица (на ошейнике, уздечке, в прочих заметных местах), а также регистрационные данные в отношении животных, указанных в части 6 статьи 12 настоящего Федерального закона; не допускать выгула (выпаса) животного в местах, где решением органа местного самоуправления выгуливание запрещено. Указанная территория должна быть обозначена соответствующими надписями.

Статья 15. Перевозка животных

Перевозка животных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области транспорта.

Статья 16. Обращение с безнадзорными животными

1. Регулирование численности безнадзорных животных (кроме случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) путем их умерщвления запрещается, за исключением случаев необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, либо если животное больно бешенством.

2. Регулирование численности безнадзорных животных осуществляется путем отлова с последующими передачей на содержание физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, размещением в приюте для животных либо проведением стерилизации (безнадзорные собаки и кошки) с последующим возвратом на прежнее место обитания.

3. Лица, принимающие участие в отлове и дальнейшем обслуживании безнадзорных животных, несут ответственность за их жизнь и здоровье как ответственные лица.

4. При отлове животных запрещается применять препараты, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям или травмам животных.

5. Собственники животных не вправе требовать возмещения ущерба, возникшего от потери безнадзорным животным племенной ценности, в связи с его стерилизацией, в случае если лицом, отловившим такое животное, приняты соответствующие меры по розыску собственника такого животного, но указанный собственник в течение пяти дней не заявил о своих правах.

6. Порядок обращения с безнадзорными животными на территории субъекта Российской Федерации определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Порядок регулирования численности безнадзорных животных на особо охраняемых природных территориях федерального значения определяется законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Статья 17. Приюты для животных

1. В целях содержания животных, создаются приюты для животных. Приюты для животных могут создаваться физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2. Собственник приюта для животных или уполномоченные им лица при содержании животных в приюте для животных обязаны:

1) соблюдать требования и правила к обращению и содержанию животных, установленные законодательством Российской Федерации;

2) принимать меры по недопущению размножения животных, находящихся в приюте;

3) обеспечивать условия, соответствующие биологическим и индивидуальным особенностям животного, удовлетворять их потребности в питании, воде, сне, движении, а также соблюдать требования к условиям содержания животных, установленные ветеринарными правилами содержания животных;

4) содержать поступившее в приют животное до момента естественной смерти, либо возврата прежнему ответственному лицу, либо передачи иным лицам;

5) обеспечить собственнику потерянного животного либо уполномоченному им лицу возможность поиска безнадзорного животного, в том числе путем осмотра безнадзорных животных, содержащихся в приюте для животных;

6) размещать информацию о безнадзорном животном, находящемся в приюте для животных, включая его фотографию и краткое описание, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в точении 3 дней со дня их поступления в приют;

7) обеспечить возможность посещения приюта для животных гражданами, в рабочее и иное, по усмотрению собственника приюта для животных время; 8) возвратить животное собственнику либо уполномоченному им лицу по требованию в день обращения;

9) обеспечить лечение заболевшего или травмированного животного, а также проведение профилактических мероприятий, включая вакцинацию; 10) проводить поиск собственников безнадзорных животных и подбор новых собственников для животных, не имеющих таковых;

11) вести документальный учет поступления, внутреннего перемещения и выбытия животных из приюта, включая фиксацию индивидуальных характеристик животного, позволяющих осуществить его идентификацию.

3. Порядок посещения приюта для животных волонтерами устанавливается собственником приюта для животных.

4. Порядок организации деятельности приютов для животных на территории субъекта Российской Федерации, а также нормы содержания животных в них устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.».

10. Главу 4 изложить в следующей редакции:

«Глава 4. Основы управления в области обращения с животными

Статья 18. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обращения с животными

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

установление основ федеральной политики в области обращения с животными;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с животными и контроль за их применением;

согласование в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обращения с животными;

утверждение положения о федеральном государственном надзоре в области обращения с животными;

установление порядка организации деятельности общественных инспекторов по защите животных, в том числе формы удостоверения, порядка его выдачи, порядка взаимодействия с органами, осуществляющими государственный надзор в области обращения с животными;

осуществление федерального государственного надзора в области обращения с животными; утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях;

установление порядка обращения с животными, используемыми в культурно-зрелищных целях;

разработка и утверждение нормативов содержания и типового режима использования диких животных в неволе, в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

установление порядка обращения со служебными животными;

установление порядка обращения с лабораторными животными;

порядок регистрации служебных животных; иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия в области обращения с животными.

Статья 19. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

участие в реализации федеральной политики в области обращения с животными на территории субъекта Российской Федерации;

организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, включая:

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области обращения с животными в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

разработка и реализация государственных программ субъекта Российской Федерации в области обращения с животными;

установление порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области обращения с животными;

осуществление регионального государственного надзора в области обращения с животными при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

определение по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка обращения с безнадзорными животными на территории субъекта Российской Федерации;

установление по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка организации деятельности приютов для животных на территории субъекта Российской Федерации, а также норм содержания животных в них; иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать и обеспечивать функционирование приютов для животных на территории субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать отдельные полномочия в области обращения с животными органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов (городских округов с внутригородским делением), внутригородских районов в рамках решения вопроса местного значения по организации благоустройства территории муниципального образования относится определение мест, запрещенных для выгуливания животных.

2. К правам органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов (городских округов с внутригородским делением) относится осуществление мероприятий: по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования; по созданию и обеспечению функционирования приютов для животных на территории муниципального образования.».

11. Главу 5 изложить в следующей редакции:

«Глава 5. Государственный надзор в области обращения с животными, общественный контроль в области обращения с животными

Статья 21. Государственный надзор в области обращения с животными

1. Задачами государственного надзора в области обращения с животными является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора (федеральный государственный надзор), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (региональный государственный надзор), согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — органы государственного надзора).

3. Порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области обращения с животными устанавливается положением о федеральном государственном надзоре в области обращения с животными, утверждаемым Правительством Российской Федерации Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области обращения с животными устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Должностные лица органов государственного надзора в области обращения с животными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства в области обращения с животными;

2) проверять соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства в области обращения с животными, составлять по результатам проверок соответствующие акты;

3) беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;

4) выдавать юридическим лицами индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;

5) пресекать административные правонарушения, связанные с нарушением законодательства в области обращения с животными; 6) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

7) изымать у граждан, нарушивших законодательство в области обращения с животными, животных;

8) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел по признакам преступлений;

9) предъявлять иски юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного в результате нарушения законодательства в области обращения с животными. 5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обращения с животными, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Статья 22. Общественный контроль в области обращения с животными

1. Общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.

2. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

3. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов по защите животных.

4. Общественным инспекторам по защите животных органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.

5. Общественные инспекторы по защите животных имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеоcъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения данными физическими лицами правонарушения в области обращения с животными;

4) содействовать органам государственного надзора в части предупреждения и выявления нарушений требований законодательства в области обращения с животными.

6. Порядок организации деятельности общественных инспекторов по защите животных, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия с соответствующими органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.».

Кодекс об административных правонарушениях 

главу 6 дополнить статьями 6.36 и 6.37 следующего содержания:

«Статья 6.36. Жестокое обращение с животными

Нарушение требований и правил в области обращения с животными, повлекшее жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией животных или без таковой; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией животных или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией животных или без таковой.».

Статья 6.37. Пропаганда жестокого обращения с животными

Пропаганда жестокого обращения с животными и призывы к жестокому обращению с животными — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.»;

 главу 8 дополнить статьей 8.48 следующего содержания:

«Статья 8.48. Невыполнение требований в области обращения с животными

1. Неосуществление регистрации животных, подлежащих обязательной регистрации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Содержание в домашних условиях животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией животных или без таковой.

3. Нарушение при совершении сделок, предметом которых являются животные, общих требований при обращении с животными, требований по обращению с животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях, со служебными животными, требований по содержанию животных, требований выгула (выпаса) домашних животных, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи и статьей 6.36 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией животных или без таковой.

4. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией животных или без таковой.»

sobaka zakon

Большие перемены в законодательстве о защите животных обещаны уже в апреле: 5 комментариев

  1. ст.22 п 5.1.Передача информации о жестоком обращении кому? Допустим : полиции. Где гарантия, что дело не спустят на тормозах, как это делается сегодня?
    Где ответственность за безответственность при рассмотрении таких дел? Необходим пункт, гарантирующий обязательное принятие заявления и рассмотрение на тех же основаниях, что и любое другое преступление. Не допускать компромиссов и небрежности в ведении таких дел.
    ст.22. п. 3. Граждане…могут осуществлять общественный контроль… в качестве общественных инспекторов…
    Каков механизм реализации этого закона? Кто санкционирует это разрешение? Частную собственность и частную территорию никто не отменял.
    Где ужесточении ст. 245? Садистов именно она может остановить или заставит задуматься . А здесь ещё делают скидку на малолетство и живодёры отделываются порицанием, на которое им наплевать и продолжают свои подлые делишки.Вы их штрафами хотите испугать? Так ведь штрафы заплатят их родители. А попробуют провести воспитательные меры, так ещё неизвестно во что это выльется для родителей.Эти детки уже выбрали свой путь в жизни и вряд ли кого пожалеют. Не говоря за хабаровских, живодёр из Оренбурга обезглавливает кошек и кидает видео с казнью своим друзьям и одноклассникам. Где реакция полиции? Этот детка учится в школе. С ним контактируют другие дети. Где гарантия, что в какой-то момент он не перенесёт свою практику на людей? Обидится на одноклассников или учителей? Слишком гуманно государство к таким отморозкам. И не думает о других членах общества.

    1. Все верно сказали.Я вижу ,что сейчас законы ведут в итоге к исщезновению домашних животных. И развязывают руки полиции накладывать на всех штрафы не думая о животных. Был в Мае 2017 в Грозном не видел собак. А местные говорят ,что мы как то не любим их держать. Лучше мол кошки. Видимо всех перебили.

  2. 1. Не ясна сама процедура проверки владельцев собак и кошек в многоквартирных домах. Без простых и ясных критериев, без пошагового алгоритма, это обязательно приведет к злоупотреблению и превышению полномочий со стороны проверяющих. Ничего нет про обязанности и ответственность ПРОВЕРЯЮЩИХ за ошибки или искажения данных, и за необоснованно частые проверки?
    В какие сроки владельцы смогут устранять нарушения и кто будет определять сроки?
    Проверки квартирных животных, будут носить плановый характер? Например, не чаще чем раз в год, или можно будет «проверять» каждую неделю?
    После письменного уведомления, или иного согласования даты и времени или когда решат проверяющие?

    2. Для спасения животных от «собирателей», необходимы районные и квартальные карантины, куда можно было бы на месяц-два, размещать собак и кошек, на время прививок, стерилизации и поиска новых хозяев.

    Необходимо что-то делать для предотвращения размножения бездомных животных в подвалах, на заброшенных участках в садоводствах и с разведенцами!

    3. Для борьбы с размножением бездомных подвальных кошек, необходимо заинтересовывать жильцов многоквартирных домов, обустраивать подвалы и использовать их для нужд жильцов дома. Например, устраивать там магазины, офисы, клубы, кружки, сдавать под склады или в аренду. Подвальных кошек нужно отлавливать и пристраивать или отправки в приюты. С целью планомерно сокращать площади подвалов, доступных для свободного посещения уличных кошек.
    4. Необходимо вести контроль в садоводствах за заброшенными участками, т.к. именно там плодятся бездомные собаки и кошки. Необходимо штрафовать владельцев таких участков.

    5. Для борьбы с разведенцами, необходима ЕДИНАЯ БАЗА ПОРОДИСТЫХ ЖИВОТНЫХ, открытая и доступная любому через интернет.
    В такой базе, должны быть данные на каждое породистое животное, с указанием возраста и местонахождения. Регион — город или др. населенного пункта — клуба — питомника и контактные данные клуба или владельцев по желанию.
    В такой базе, должен работать поисковик, что бы каждый желающий приобрести ПОРОДИСТОГО ЩЕНКА или КОТЕНКА, мог по запросу порода – возраст – регион – город, получить наиболее подходящие варианты и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ПОКУПАЕТ ЖИВОТНОЕ НЕ У РАЗВЕДЕНЦА.
    И главное — запретить ПРОДАВАТЬ ПОРОДИСТЫХ ЩЕНКОВ И КОТЯТ, не зарегистрированных в единой базе!!!

    Данные для такой базы должны предоставляться клубами и они же обязаны нести ответственность за предоставленные данные.

  3. Наталия, ваше предложение направлено на дискриминацию животных, а также на коррупцию многих лиц, причастных к внесению сведений в ЕБПЖ.
    В целом, Закон хороший, с помощью него можно вложить в ДНК многих людей гуманное отношение к животным, в том числе к людям. Спасибо создателям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *